Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.61.37.009
УДК: 378.147
ББК: 74.489
Д. С. Мокляк ORCID
Магистрант кафедры физики и методики обучения физике, документовед управления правовой, финансово-экономической работы и перспективного развития, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Р. Шефер ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т. Н. Лебедева ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация

Введение. В статье рассмотрена проблема профессиональной подготовки современного специалиста на примере студента педагогического вуза в парадигме изменения ФГОС ВО (с 3+ на 3++) и прикладной направленности педагогического образования как направлений подготовки.

Материалы и методы. Проанализированы структура и содержание ФГОС ВО 3++, сделаны выводы о взаимосвязи Профессионального стандарта и компетенций, формируемых в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ. Че-

 

рез уточненные понятия «готовность к профессиональной деятельнос-ти» и «профессионализм», «компетентность» и «квалификация» рассматривается преемственность образовательных стандартов, а также возможность изменения методической подготовки будущего учителя с позиции продуктивного обучения, внедрения в процесс обуче-ния в вузе проектной деятельности студентов. В рамках данной методической подготовки студентов направлений подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (два профиля подготовки), реализуемых на физико-математическом факультете ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» (г. Челябинск), нами рассматривается интегральная характеристика «готовность» как сложная педагогическая и психологическая характеристика будущего педагога.

Результаты. В статье приводится анализ возможностей проектной технологии и ее применения при совершенствовании образовательного процесса в вузе и методической подготовки будущих учителей в современных условиях, представлены результаты контрольного этапа педагогического эксперимента.

Обсуждение. На основе разработанного теоретического обос-нования использования проектной технологии в подготовки будущих учителей нами были разработанысредства формирования компетенций, предусмотренных дисциплинами профессионального цикла. Их применения позволило большинству студентов экспериментальной группы перейти на продвинутый (повышенный) уровень сформированности компетенций. Коэффициент эффективности предлагаемой методики равен отношению суммарного коэффициента сформированности компонентов компетенций у студентов экспериментальных групп к аналогичному коэффициенту для студентов контрольных групп): = 1,3.

Заключение. Общество, государство требуют внесение кардинальных изменений в подготовку будущих учителей. Полученные результаты констатирующего эксперимента позволили выявить не-соответствия между данными требованиями и подготовкой студента


педагогического вуза и определить ключевые моменты, которые необходимо включить в подготовку студента.

Ключевые слова

профессиональная готовность, профессионализм, компетентность, квалификация, методическая подготовка педагога

Основные положения

– прикладная направленность педагогического образования может рассматриваться с позиции внедрения продуктивного обучения в вузе;

– определено компетентностное содержание готовности студентов к организации проектной деятельности обучающихся,

– определены уровни сформированности готовности будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся на уроках физики.

Цитировать публикацию

Мокляк, Д. С.  ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ [Текст] / Д. С. Мокляк, О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. 114-130. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.61.37.009.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : принят Гос. думой Федер. собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации Федер. собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций [Электронный ресурс] : утв. Правительством Российской Федерации от 28 мая 2014 г. № 3241п-П8. Доступ из сетевого издания «Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru)».

3. О стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 дек. 2011 г. № 2227-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. Доступ из сетевого издания «Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru)».

5. Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки от 22 февраля 2018 г. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 10.06.2019).

6. Крайнева С. В. Моделирование процесса формирования учебно-профессиональной мотивации студентов бакалавриата // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 2. С. 29–31.

 

7. Дружилов С. А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. № 1 (21). URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/621-druzhilov21.html (дата обращения: 1.06.2019).

8. Шефер О. Р., Мокляк Д. С. Готовность будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 8. С. 40–42.

9. Коган Е. Я. Парадигма актуального образования // Перемены. 2007. № 5. – С. 120–146.

10. Новикова Е. А. Текущий контроль уровня сформированности компетенций в области информатики и информационных технологий // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 2 (91). – С. 233–239.

11. Электронная модель количественной оценки уровня сформированности компетенций бакалавров педагогического образования / Н. В. Лапикова [и др.] : монография. Челябинск : Изд-во Край Ра, 2016. – 216 с.

12. Симонов В. П. Оценка качества в образовании : монография. М. : Граф-Пресс, 2007. – 128 с.